Богословие православной иконы
Год сдачи (защиты) дипломной работы: 2018 г.
Объем: 61 стр.
Содержание дипломной:
Заданная тема1: Богословие православной иконы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Православная икона: возникновение, история, современность 8
1.1. Первый образ Христа и Богоматери 8
1.2. Икона в первое и второе тысячелетия христианства 16
1.3. Икона в современном мире 24
Глава 2. Смысл и содержание православной иконы 33
2.1. Икона в пространстве православного мировоззрения 33
2.2. Богослужебный аспект иконографии 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Выдержка из дипломной работы
Актуальность темы исследования. Православная церковь обладает бесценным сокровищем не только в области богослужения и святоотеческих творений, но также и в области церковного искусства. Как известно, почитание святых икон играет в церкви огромную роль, потому что икона – нечто большее, нежели просто образ. Икона – не только украшение храма, она является полным соответствием Священному писанию, т.е. предмет, органически входящий в богослужебную жизнь.
История православной иконы насчитывает порядка двух тысяч лет, что подтверждает уникальность и несомненную удивительность этого явления. С первых дней появления иконы и до нашей эпохи мир изменился кардинальным образом, но одно осталось неизменным – преклонение перед иконой и вера в ее чудодейственную силу. В каждую историческую эпоху иконе придавалось разное значение, ее по-разному трактовали во все времена. Икона – из тех явлений, что укоренились в духовных скрепах прошлого и сохранили актуальность в настоящем...
Церковное предание гласит, что первая икона Спасителя была выполнена еще при Его земной жизни. Данный образ известен общественности как Нерукотворный Спас (acheiropoietos). Про историю появления первого образа Христова повествуется в первую очередь текстами службы Нерукотворному Спасу: «Пречистаго Твоего лика зрак изобразив, Авгарю верному послал еси, возжелавшуТявидети, по Божеству Херувимы невидимого...» (Стихира 8 гласа на вечерне). Или стихира на утрене (4 гласа): «...ко Авгарюбогоначертанна письмена послав, просящему спасения и здравия сему, еже от подобия Твоего зрака Божественного».
Известные богослужебные тексты всех подробностей о том, как произошел Образ, не передают, только повествуют про сам факт его появления...
В современной иконописи, так же как и в иконопочитании, произошли некие невидимые тектонические сдвиги, связанные с изменениями социодуховного умонастроения верующих: как воцерковленных, так и невоцерковленных, то есть скрытых носителей традиционного религиозного архетипа. Нынешний век уже сформировал опасный потенциал новой культурной парадигмы. Его смысл – в расщеплении целостности, десакрализации сакрального, в глумливо-саркастическом «убийстве» традиции. Мы видим, как «расползается» некогда цельное религиозное самосознание народа. Уже привычным и удобным становится принцип разделения духовно-религиозной и мирской жизни. Иными словами, сегодня считается возможным заниматься делами, которые бы противоречили принципам Церкви, и при этом посещать Литургию в церкви. Не считаетсязазорным посетить какую-нибудь постмодернистскую выставку с антицерковными артобъектами, а вечером зайти на вечерню.
Совершенно очевидно, значительная часть верующих, особенно, молодое поколение, с удовольствием соблазнились облегченным вариантом Православия. Вместе с новыми, упростившимися оттенками религиозного самосознания народа изменилось место и значение иконы как в частной жизни людей, так и в жизни Церкви. Потеряв в связи с агрессией нового века свое первородство, своекультурообразующее значение, икона оказалась «наравных втиснутой» в длинный ряд других видов современного искусства. Она превратилась в такой же привычный художественный продукт как театр, кинематограф, светская живопись, музыка, скульптура и даже постмодернистский арт-объект...
Вам не подходит этот диплом? Мы рекомендуем Вам узнать точную стоимость дипломной работы именно по Вашим требованиям.
Другие по теме: