Концепция В.Н. Лосского об обожении в контексте учения преподобных оптинских старцев о смирении
Год сдачи (защиты) дипломной работы: 2014 г.
Объем: 63 стр.
Содержание дипломной:
Заданная тема1: Концепция В.Н. Лосского об обожении в контексте учения преподобных оптинских старцев о смирении
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБОЖЕНИЯ 7
1.1 Понятие обожения в различных духовных культурах 7
1.2 Содержание опыта обожения в православной культуре 21
1.3 Особенности творческого пути богослова В.Н. Лосского и его вклад в изучение обожения 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БОГОСЛОВСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В.Н. ЛОССКОГО ОБ ОБОЖЕНИИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ О СМИРЕНИИ 35
2.1 Анализ учения преподобных оптинских старцев о смирении 35
2.2 Оценка положений концепции В.Н. Лосского об обожении в контексте учения преподобных оптинских старцев о смирении 43
ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ В.Н. ЛОССКОГО ОБ ОБОЖЕНИИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ О СМИРЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Выдержка из дипломной работы
Актуальность темы исследования основана на том, что современное общество переживает настоящую мировоззренческую катастрофу, связанную с кризисом интегративных философских концепций, призванных сплачивать общество. В обществе возникла драматическая ситуация: крушение идеалов корпоративного общества не могло одномоментно изменить общинный склад ума, человек оказался одинок со своими проблемами. В современном обществе происходит процесс переоценки ценностей, само присутствие чело-века в мире уже не воспринимается как положительное явление. Результатом такого пессимистического философского мироощущения является недоверие к разумной целеполагающей деятельности человека, воспитанного на базисных общечеловеческих нормах. В настоящее время вопрос места религии в жизни человека продолжает оставаться одним из самых важных. Религия – это один из основных факторов человеческой истории. Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.
В христианстве обожение есть цель человеческой жизни. Обожение не-разрывно связано с человеческим спасением. Само спасение достижимо только через обожение. В рамках данного исследования будет рассмотрена концепция крупного русского богослова – Владимира Николаевича Лосского, успешно совмещающего в своих трудах преданность Восточной догматической традиции и дерзновение живого проницательного ума...
Обожение (греч. ??????, от греч. ???? – Бог) – христианское учение о со-единении человека с Богом, приобщении человека к нетварной Божественной жизни через действие Божественной благодати. Термин, сформировавшийся в православии, характеризирующий конечную цель христианской жизни, которая не заканчивается с телесной жизнью, но и пребывания с Богом в вечной жизни . В таинстве крещения в человека Богом всевается зерно новой человеческой природы и, питаемое благодатью, Таинством Евхаристии другими, нравственным совершенствованием христианина, взращивается изменяя человека. Обожение (святость) – учение Православной Церкви о соединении человека с Богом, приобщении человека нетварной Божественной жизни через действие Божественной благодати. По учению Отцов Восточной Церкви, обожение есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Само спасение, по слову св. Дионисия Ареопагита, достижимо только через обожение.
Святые отцы обращались к теме обожения, предполагая, что читатели понимают то, что подразумевается под этим понятием. Так, например, св. Климент Александрийский был первым, кто использовал слово обожение, но, тем не менее, он не дает объяснения этому слову. Только в VI в. н.э. в сочинениях Дионисия Ареопагита встречается первое формальное определение обожения: «Обожение есть достижение подобия с Богом и единства с ним настолько, насколько возможно» . В VII веке преп. Максим Исповедник рассматривает обожение как богословскую тему. Причиной этого является то, что язык обожения зачастую использовался метафорически. Метафорическое понимание было очевидно первым слушателям или читателям, и они не нуждались в разъяснении, поскольку контекст позволял им избежать двусмысленности. Но к VI веку метафорический смысл был утрачен. Обожение стало техническим термином, принятым определением. То есть, та истина, которая была первоначально выражена метафорическим языком в ранневизантийский период стала выражаться концептуально и догматически...
Таким образом, подводя итог исследованию, можно сделать вывод, что путь к обожению, по словам В. Лосского, должен начинаться на земле уготов-лением нас самих к вечной жизни. Свободное самоотречение от собственного естества и союз с Богом ведут к совершенному осуществлению человеческой личности при помощи благодати, к полноте сознания и превращают человека в сына света. При эсхатологическом конце истории преображение личности и ее союз с Богом «проявятся различным образом в каждом человеческом существе, стяжавшем благодать Святого Духа в Церкви. Своим творчеством В. Лосский показывает, что апофатический метод в богословии Православной Церкви позволяет восходить от понятий к созерцанию, являя совершенную полноту бытия и обращая догматы в радостное переживание неизреченных Божественных Таин.
Согласно концепции Лосского, специфика восточно-христианского мис-тического богословия может быть выражена понятием «обожение». В отличие от классической восточной мистики, растворяющей самотождественность личности в Абсолюте (мокша в буддизме и индуизме, феномен «таухид» в суфизме и т.п.), и от классической западной мистики, сохраняющей дистанцию между человеком и Богом в акте откровения (принципиальная несочетаемость нетварного с тварным в католичестве), православная мистика есть «мистика обожения». Человек, по Лосскому, соединяясь с Богом, не растворяется в Абсолюте, но сохраняет свою личность в преображенном виде, становится «богом по благодати». Владимир Лосский полностью принимает учение Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях, согласно которому Бог одинаково присутствует в Своей Сущности и вне Её, то есть в Своих энергиях. Именно в нетварных энергиях Бог познаваем (в отличии от Сущности, по которой Бог абсолютно непознаваем для человека) и именно соединение с ними и есть обожение...
Вам не подходит этот диплом? Мы рекомендуем Вам узнать точную стоимость дипломной работы именно по Вашим требованиям.
Другие по теме: