Коррекция недостатков письма и чтения у учащихся младших классов в общеобразовательной школе
Год сдачи (защиты) дипломной работы: 2010 г.
Объем: 115 стр.
Содержание дипломной:
Заданная тема1: Коррекция недостатков письма и чтения у учащихся младших классов в общеобразовательной школе
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме коррекции недостатков письма и чтения у учащихся младших классов в общеобразовательной школе 7
1.1Психофизиологическая структура акта письма. Становление навыка чтения у младших школьников 7
1.2Нарушения письменной речи у младших школьников: понятие, виды, характеристика 15
1.3Анализ современных методик коррекции недостатков письменной
речи 31
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей коррекции недостатков письма и чтения у учащихся младших классов в общеобразовательной школе 46
2.1. Цель и задачи экспериментальной части исследования 46
2.2. Характеристика участников эксперимента 47
2.3. Методика констатирующего эксперимента 48
2.4. Методика формирующего эксперимента 52
Глава3. Анализ результатов исследования 63
3.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 63
3.2. Анализ результатов обучения (контрольного эксперимента) 71
Заключение 79
Список литературы 83
Приложения 88
Выдержка из дипломной работы
Нарушения формирования письма и чтения препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил. В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции данных недостатков. С учетом актуальности и социальной значимости данной проблемы, нами была выбрана тема исследования: «Коррекция недостатков письма и чтения у учащихся младших классов в общеобразовательной школе».
Объект исследования: недостатки письма и чтения у детей младшего школьного возраста, учащихся в общеобразовательной школе.
Предмет изучения – коррекция недостатков письма и чтения у учащихся младших классов.
Цель исследования – изучение разработка и апробирование методик коррекционно-логопедической работы по преодолению недостатков письма и чтения у учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1.провести теоретические анализ научной литературы по теме исследования и рассмотреть психологическую структуру акта письма и оценить особенности становление навыка чтения у младших школьников;
Проведенное исследование показало, что у детей, имеющих трудности в письме и чтении, нарушено звукопроизношение: от нарушения произношения одной группы звуков и более, при этом у большинства детей нарушено произношение «Р». Фонематическое восприятие лишь у 20% исследуемых детей соответствовало возрастной норме, у остальных учащихся задание по повтору слогов и различению звуков вызывало большие или меньшие трудности. Похожие результаты были получены и при обследовании звукослоговой структуры, кинетическому и зрительному праксису (нормативные результаты были лишь у 10-20% детей).
Таким образом, наименее сформированными оказались у детей с нарушениями письменной речи (экспериментальная группа) навыки звукового анализа и синтеза, китнестетический праксис, звукопроизношение. Тем не менее, следует отметить, что у детей наиболее высокие показатели были выявлены по уровню развития кинетического праксиса. Следовательно, при коррекции навыков письма и чтения у детей экспериментальной группы целесообразно использовать двигательные упражнения, развивать способность управления своим телом.
Полученные результаты определили необходимость проведения коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников. По результатам констатирующего эксперимента нами была подобрана коррекционно-логопедической работы по преодолению недостатков письма и чтения у младших школьников. Мы подобрали и апробировали методику коррекции письменной речи. а так же и провели несколько занятий по коррекции дисграфии у младших школьников.
Мы считали, что проведение регулярной работы по снижению количества ошибок при письме и чтении, развитию фонематических процессов у детей и речи в целом приведет к коррекции недостатков письма и чтения и позволит достичь желаемого результата.
Обучающий эксперимент мы проводили только с экспериментальной группой (с нарушениями письма и чтения) в течение 3 месяцев, после чего появилась необходимость выяснить, насколько подобранная нами программа по коррекции дисграфии оказалась эффективной и действенной.
Для этого мы вновь провели обследование письменной речи по методикам, применяемым при первоначальном обследовании.
Итоговый эксперимент проводился с детьми экспериментальной и контрольной групп. Нам было важно узнать, имеется ли динамика в развитии письменной речи в частности у экспериментальной группы и существенная ли разница определится в показателях контрольной группы, где не проводилось дополнительных занятия по подобранной нами программе и экспериментальной группы.
Вам не подходит этот диплом? Мы рекомендуем Вам узнать точную стоимость дипломной работы именно по Вашим требованиям.
Другие по теме: